ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Наши куклы
Наши куклы
Наши партнёры
Проектно-исследовательская творческая
работа Я В МИРЕ ТВОРЧЕСТВА по теме «Белорусская батлейка» осуществляется в
рамках инновационного проекта по внедрению модели развития
психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей)
учащихся. Поэтому активными участниками совместной работы стали родители!
Семья Дерман за
работой.
Оксана Георгиевна и
Маргарита вдохновенно создают куклу Бабкі Ганны.
Верховодко Виталий Александрович Абромович Ирина
Александровна
в процессе создания ширмы
кукольного театра увлечена созданием
декора театра
Этапы
проектно-исследовательской
творческой
работы
«Белорусская
батлейка»
Наше исследование
Белорусская
батлейка
История батлеечного
искусства
Батлейка - народный кукольный театр в
Белоруссии (XVI - нач.XXвв.). Название произошло от слова Вифлеем - место
рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с
рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на
библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати,
слово "марионетка" произошло от названия небольших фигурок Марии,
участвующих в средневековых мистериях. Позже появились интермедии —
комедийно–бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами. Другие
варианты названия этого древнего театра - вертеп, батлеемка, остмейка или жлоб.
Принято считать, что театры батлеечного
типа появились в Европе в XVв. Для белорусского батлеечного театра характерны
те же особенности, что и для европейских батлеечных театров средневековья.
Батлеечные спектакли своими сюжетами обычно изображали социальные и религиозные
процессы, которые имели место в обществе.
Надо
отметить, что репертуар батлеек можно было разделить на 2 жанра:
"высокий" - религиозная тематика и "низкий" - сатиричные
сценки из народной жизни. В связи с этими особенностями корпуса батлеек также
строились по несколько разным типам. И каждое место батлеечного ящика имело
свой особый символизм: с левой стороны верхнего яруса обычно находился
"рай", с правой стороны нижнего яруса - "ад".
Типы батлеечных театров
В Беларуси бытовало несколько типов
батлеечных театров:
-
одноэтажные;
-
двухэтажные с движущимися куклами;
-
двухэтажные с башней;
-
батлейки по принципу теневого театра;
-
батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля;
- батлейки - «звезды".
Одноэтажнаябатлейка по своей конструкции напоминала дом белорусского
крестьянина. Передняя стенка была из полотна, которое опускалось и подымалось
как завеса в театре. Репертуар такой батлейки обычно составляли мистериальные
сюжеты о Рождестве Христа и поклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно
простой вид, чтобы не отвлекать внимания зрителей от зрелища, происходившего на
сцене.
Двухэтажныебатлейки с
подвижными куклами и каноничным оформлением бытовали на Полесье (Мозырь,
Бобруйск, Копоткевичи, Березина). Батлейка такого типа представляет собой
большой, часто выше двух метров, ящик с двумя этажами. Конструкция имела от
одного до трех куполов. Верхний ярус - "небо" - символизировал место,
где родился Иисус, тут проходили представления, связанные с библейскими темами.
В центре верхнего яруса находилась ниша, где помещались ясли с младенцем
Иисусом. Нижний ярус - "земля" - представлял собой дворец Ирода и тут
же демонстрировались сцены бытового характера. Также на этом ярусе могла
находиться голова дьявола над символическим входом в "ад".
На Минщине в конце XIXв. была распространена
двухэтажная батлейка со специальной башней. Такаябатлейка имела круглую,
квадратную или шестиугольную башню, где находились двери. Стол был сделан в
виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и
мужчин, которые держались за руки.
Батлейка по принципу теневого театра была найдена в г. Сурож Витебской
губернии. Этот тип театра объединяет в себе черты одноэтажной батлейки и
теневого театра. Он имел вид трехкупольной церкви. Сцены были из промасленной
бумаги. Внутри купола размещались металлические кольца с фигурами героев,
которые принимали участие в спектакле, а также свечка. Батлеечник открывал
створки батлейки, зажигал свечку и крутил кольца согласно действиям спектакля.
Батлеечный театр жлоб был распространен на Витебщине в
XVIII-XIXвв. Он имел вид двухъярусной трехкупольной церкви. Первый ярус состоял
из трех отделов. За стеклом посередине находились неподвижные куклы (сцена
поклонения волхвов), силуэты их от света свечи падали на заднюю стену. Стены
двух других отделов были заклеены промасленной бумагой-экраном и использовались
для показа сцены Рождества. В этих отделах были верхушки, каждая из которых
состояла из пропеллера в виде диска и обруча, скрепленных между собой
вертикальными пластинками. По краям обруча прикреплялись металлические или
бумажные фигурки, которые представляли собой композицию на одну из библейских
тем. Вся конструкция размещалась на остром шпиле, посередине которого
находилась свечка. Воздух, который нагревала свеча, поднимался вверх к башне и
таким образом помогал двигаться обручу вместе с прикрепленными к нему фигурками
героев. Вся эта секция закрывалась промасленной бумагой. Батлеечник к экрану
прикреплял надпись, которая разъясняла характер и действие сюжета.
Еще одним видом батлейки является театр
с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на
территории Беларуси в конце XIX-начале XXвв. Это была простая двухэтажная
коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5 х 1,5м. В верхней
части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые
находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на
папиросной бумаге.
Кроме перечисленных видов встречались
на территории Беларуси и другие виды батлеек. Например, могилевскаябатлейка,
которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами,
куклами-марионетками. Самой распространенной на территории Беларуси была
двухъярусная батлейка с простыми декорациями. Встречались батлейки, которые
напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с
дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные
ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол.
Оформлению батлейки
Оформлению батлейки придавалось большое значение. С
давних времен сохранились ее типичные особенности. Батлейка украшалась цветной
бумагой, геометрическими фигурками из соломы, бумаги, резьбой, вышивкой. Сама
батлейка изготавливалась из фанеры толщиной около 3мм и деревянных реек.
На верхнем ярусе двухъяруснойбатлейки
показывались библейские сюжеты, часто связанные с Рождеством. Поэтому украшение
этого яруса было богатым с элементами церковной атрибутики. На задних стенках
размещались иконы, звезды, кресты и композиции библейской тематики. В центре
находилась высокая, обклеенная золотой бумагой, арка, в глубине которой был
алтарь. По бокам были две меньшие арки, которые служили для входа и выхода
кукол. Потолок был усыпан звездами из цветного стекла. Нижний ярус оформлялся
как дворец Ирода - в нем проходили бытовые сцены. В центре размещался трон
Ирода.
Состав батлейки
Белорусская батлейка конца XIX-начала XXвв. имела
семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках
принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял
из членов семьи батлеечников. Использовались обычно скрипка, цимбалы, дудка,
бубен, гармонь.
Обычно труппа батлеечников приезжала
в центр города, местечка, села и размещалась в людном месте. После кто-нибудь
звал батлейку к себе домой. Батлейку ставили на стол, зажигали свечки,
музыканты играли, кукловоды доставали кукол и размещали их в батлейке. Когда
все было готово, спектакль начинался.
Тематика батлеечных представлений
Для мещан хождение с батлейкой было любительским
занятием, и также средством дополнительного заработка.
Вообще, представления батлейки можно поделить на 3
вида:
- библейско-мистериальные - сцены из библейской
истории;
- шутки и комедийные сценки - в них находили отпечаток
политические и общественные события. В них герои говорили от своего имени, чаще
это имело вид монолога и раскрывало смешные стороны актеров;
- сценки-диалоги - это бытовые зарисовки, иногда с
социальной направленностью.
Наибольшей популярностью пользовался светский
репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди,
то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы. Сатиричным
образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли
сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления
организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни
проведения крупных ярмарок и праздников. В батлейке постоянно сталкивались и
между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм,
набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки
духовных и светских властей.
После Октябрьской революции такие
народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому
поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого
инакомыслия. Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале
шестидесятых.
История белорусской куклы
По истории эволюции и создания кукол
можно изучать обычаи, древние устои или обряды той или иной страны. Кукла для
девочек была одной из первых игрушек, которую создал человек. В древние времена
славянские народы делали кукол из любых подручных материалов: солома, кукуруза,
цветы, лен, трава, лоскутки, нитки и дерево.
Белорусская кукла ярко представляет
все самобытные черты, культуры, этапы развития культуры белорусского народа.
Национальные черты и костюмы можно проследить по кукольной одежде. Кукла
создавалась и развивалась вместе с традиционными обрядами и праздниками
белорусского народа. Природные материалы, из которых изготовлена белорусская
кукла, вместе с доброй душой народа позволили создать настоящую красавицу.
Куклы изо льна постепенно превращались в оберег дома, в котором они были
созданы после нового сбора урожая.
В зависимости от назначения куклы в
нее при ее изготовлении закладывались полезные лечебные и ароматные травы.
Ярким примером может служить необычная кукла «кубышка-травница». Ее достаточно
было помять в руках, чтобы аромат душистых трав заполнил всю комнату. Такие
ароматы призваны были в одних куклах отгонять болезни, а в других злых духов.
В зависимости от того каким ремеслом
занимались в той или иной местности крестьяне, из того же материала
изготавливались и куклы: дерево, лен и солома.Подарочные куклы из этих
материалов популярны в Беларуси до сих пор. Только предназначение их за весь
эволюционный период сильно изменилось. Теперь это символ белорусского народа,
своеобразный сувенир или же хороший подарок для девочки.
После сбора урожая и полного
завершения всех полевых работ, можно было со спокойной душой заняться
рукоделием или каким-нибудь другим творчеством. В это время и создавались
кукольные шедевры. Такая необычная кукла дарилась не только маленькому ребенку,
но и девушке. Одно из самых почетных мест отводилось подаренной кукле.
Считалось, что она уже обладает силой оберега и всегда сможет защитить семью от
неприятностей.
Куклы можно условно разделить по назначению:
• куклы
для девочек
• куклы
для свадебного торжества
• куклы
для обрядовых мероприятий
• куклы
сувениры
• куклы
для елочных украшений
Особым вниманием пользовалась
подготовка для встречи к Новому году. Каждая хозяйка старалась сплести красивее
и как можно больше маленьких кукол-игрушек для новогодней елки.
В середине семнадцатого века вошел в
традицию праздник кукол. Он сопровождался народными гуляньями, застольем и
песнями. На празднике «Кукольные забавы» выбиралась мастерица, создавшая самую
красивую куклу. Но уже в двадцатом веке интерес к празднику начал пропадать,
несмотря на то, что в начале века он был внесен в государственный и церковный
календарь. Но в 2010 году день 16 ноября был официально признан «Днем
Белорусской куклы».
Батлеечные куклы
Что
касается кукол, то они также были разных видов. Условно можно выделить
некоторые из них:
-
перчаточные;
-
механические;
-
марионетки;
-
кукла на твердом стержне;
-
плоские, для теневого театра.
На территории Беларуси наибольшее распространение
получили куклы на твердом стержне. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см.
Но встречались размеры и до 35см. - обычно такими делались отрицательные
персонажи.
Тщательность проработки деталей куклы - лица,
украшений одежды, рук, ног и прочего завесило от желания батлеечников, так как
представление носило зрелище символическое и допускалось использование очень
условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без
деталей лица, было достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могли быть приклеены,
нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.
Прут, на который крепили куклу,
должен был бать для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в
локоть длиною. На уровне плеч куклы изготовляли крестовину для того чтобы было
легче прикрепить куклу к пруту и для того чтобы она в самый неподходящий момент
не начала вращаться вокруг него. Стержень и тело куклы обычно изготавливались
из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой.
***
Подводя итог можно сказать, что
батлейка, за свою уже довольно немалую историю развития, оказала влияние на
формирование традиционного кукольного театра, а также на белорусскую культуру и
драматургию в частности. Традиции батлеечного театра используются и сегодня в
профессиональном сценическом и декоративно-прикладном искусстве, в постановках
кукольных театров. Да и само батлеечное искусство обретает новую жизнь во все
большем количестве новых батлеечных театров.
«Белорусская батлейка»
АЛЕСЬ И ЯНИНА: HelloMinsk! Good
afternoon everyone! We are happy to see
you today!
АЛЕСЬ:
- I am Yas!
ЯНИНА:-
I am Yanina!
ЯНИНА:
- We are from Belarus! A blue eyed country!
АЛЕСЬ:
The country of thick forests and puschas!
ЯНИНА:
- The country with old traditions
АЛЕСЬ:
- The country with unique history and rich cultural heritage
ЯНИНА:
- The country where live hospitable and tolerant people
АЛЕСЬ:
- Today we are going to tell you about the symbols of our country.
ЯНИНА:
-BelovezhskayaPuscha
АЛЕСЬ:
- BISON
ЯНИНА:
-Stork
АЛЕСЬ:
- About our flag and national costumes.
МузыкаОЛЬСАКуклытанцуют
MARA: - My name is Mara. People called me the Godess of fairness and
justice!
MARA: - My name is Mara. People called me the Godess of fairness and
justice!
VELES: Good afternoon, I am VELES, people called me the Lord of the
Forest!!! MANY years ago there were a lot of forests in Europe. Many wild
animals lived in the forests: bison, bears and large boars, foxes, elks and
wolves.
MARA: The people who lived there began to turn forests into fields. But
some of the forests were too big. People couldn`t turn them into fields.
VELES: BP was one of them. The greater part of BP is in Belarus. The
smaller part is in Poland.
MARA: - Its territory is about 79 hectares.
VELES: - The Pushcha is a reserve today. A lot of different animals and
birds live in it.
MARA: - People look after them, give them food and protect them. The
most famous animals of the Republic are bisons.
ЗВУЧИТМУЗЫКАИПОЯВЛЯЕТСЯЗУБР.
МАРГАРИТА: - Aboutbison.
Боги исчезают под
музыку колокольчиков и появляются Алесь и Янина.
У Яся флаг в руке.
Yas: - Belarus has its national symbols. And it has other symbols,too.
Look, Yanina, I`ve got a flag of our country. There is a green stripe on it. It
is a symbol of our green forests. Подмузыкупоявляетсяаист.
Yanina: - Belarus is famous for its white storks. People say, they are a
symbol of good luck. The white color is the symbol of peace. Аистисчезаетпоказвучитмузыка.
Yas: - Yanina, you look great! This blouse suits you.
Yanina: - The blouses and the shirts in the Belarusian national costume
are white with beautiful red ornaments on it.
Yas: - And the symbol of Belarusian fields is the cornflower – a small
blue flower.
Yanina:- People sometimes call Belarus the blue-eyed country.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Наши куклы |
Наши куклы |
Наши партнёры |
Проектно-исследовательская творческая
работа Я В МИРЕ ТВОРЧЕСТВА по теме «Белорусская батлейка» осуществляется в
рамках инновационного проекта по внедрению модели развития
психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей)
учащихся. Поэтому активными участниками совместной работы стали родители!
Семья Дерман за
работой.
Оксана Георгиевна и Маргарита вдохновенно создают куклу Бабкі Ганны.
в процессе создания ширмы кукольного театра увлечена созданием декора театра
Этапы
проектно-исследовательской творческой
работы «Белорусская
батлейка» |
Наше исследование Белорусская
батлейка |
История батлеечного
искусства
Батлейка - народный кукольный театр в
Белоруссии (XVI - нач.XXвв.). Название произошло от слова Вифлеем - место
рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с
рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показывали исключительно на
библейские темы. А героями были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Кстати,
слово "марионетка" произошло от названия небольших фигурок Марии,
участвующих в средневековых мистериях. Позже появились интермедии —
комедийно–бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами. Другие
варианты названия этого древнего театра - вертеп, батлеемка, остмейка или жлоб.
Принято считать, что театры батлеечного
типа появились в Европе в XVв. Для белорусского батлеечного театра характерны
те же особенности, что и для европейских батлеечных театров средневековья.
Батлеечные спектакли своими сюжетами обычно изображали социальные и религиозные
процессы, которые имели место в обществе.
Надо
отметить, что репертуар батлеек можно было разделить на 2 жанра:
"высокий" - религиозная тематика и "низкий" - сатиричные
сценки из народной жизни. В связи с этими особенностями корпуса батлеек также
строились по несколько разным типам. И каждое место батлеечного ящика имело
свой особый символизм: с левой стороны верхнего яруса обычно находился
"рай", с правой стороны нижнего яруса - "ад".
Типы батлеечных театров
В Беларуси бытовало несколько типов
батлеечных театров:
-
одноэтажные;
-
двухэтажные с движущимися куклами;
-
двухэтажные с башней;
-
батлейки по принципу теневого театра;
-
батлейки с прозрачными декорациями, которые менялись во время спектакля;
- батлейки - «звезды".
Одноэтажнаябатлейка по своей конструкции напоминала дом белорусского
крестьянина. Передняя стенка была из полотна, которое опускалось и подымалось
как завеса в театре. Репертуар такой батлейки обычно составляли мистериальные
сюжеты о Рождестве Христа и поклонении волхвов. Сама батлейка имела довольно
простой вид, чтобы не отвлекать внимания зрителей от зрелища, происходившего на
сцене.
Двухэтажныебатлейки с
подвижными куклами и каноничным оформлением бытовали на Полесье (Мозырь,
Бобруйск, Копоткевичи, Березина). Батлейка такого типа представляет собой
большой, часто выше двух метров, ящик с двумя этажами. Конструкция имела от
одного до трех куполов. Верхний ярус - "небо" - символизировал место,
где родился Иисус, тут проходили представления, связанные с библейскими темами.
В центре верхнего яруса находилась ниша, где помещались ясли с младенцем
Иисусом. Нижний ярус - "земля" - представлял собой дворец Ирода и тут
же демонстрировались сцены бытового характера. Также на этом ярусе могла
находиться голова дьявола над символическим входом в "ад".
На Минщине в конце XIXв. была распространена
двухэтажная батлейка со специальной башней. Такаябатлейка имела круглую,
квадратную или шестиугольную башню, где находились двери. Стол был сделан в
виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и
мужчин, которые держались за руки.
Батлейка по принципу теневого театра была найдена в г. Сурож Витебской
губернии. Этот тип театра объединяет в себе черты одноэтажной батлейки и
теневого театра. Он имел вид трехкупольной церкви. Сцены были из промасленной
бумаги. Внутри купола размещались металлические кольца с фигурами героев,
которые принимали участие в спектакле, а также свечка. Батлеечник открывал
створки батлейки, зажигал свечку и крутил кольца согласно действиям спектакля.
Батлеечный театр жлоб был распространен на Витебщине в
XVIII-XIXвв. Он имел вид двухъярусной трехкупольной церкви. Первый ярус состоял
из трех отделов. За стеклом посередине находились неподвижные куклы (сцена
поклонения волхвов), силуэты их от света свечи падали на заднюю стену. Стены
двух других отделов были заклеены промасленной бумагой-экраном и использовались
для показа сцены Рождества. В этих отделах были верхушки, каждая из которых
состояла из пропеллера в виде диска и обруча, скрепленных между собой
вертикальными пластинками. По краям обруча прикреплялись металлические или
бумажные фигурки, которые представляли собой композицию на одну из библейских
тем. Вся конструкция размещалась на остром шпиле, посередине которого
находилась свечка. Воздух, который нагревала свеча, поднимался вверх к башне и
таким образом помогал двигаться обручу вместе с прикрепленными к нему фигурками
героев. Вся эта секция закрывалась промасленной бумагой. Батлеечник к экрану
прикреплял надпись, которая разъясняла характер и действие сюжета.
Еще одним видом батлейки является театр
с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на
территории Беларуси в конце XIX-начале XXвв. Это была простая двухэтажная
коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5 х 1,5м. В верхней
части коробки находились два петуха. Коробка подсвечивалась свечами, которые
находились по краям батлейки. Декорации были прозрачные, их рисовали на
папиросной бумаге.
Кроме перечисленных видов встречались
на территории Беларуси и другие виды батлеек. Например, могилевскаябатлейка,
которая была трехъярусной, были театры с перчаточными куклами,
куклами-марионетками. Самой распространенной на территории Беларуси была
двухъярусная батлейка с простыми декорациями. Встречались батлейки, которые
напоминали церковь. Но чаще всего батлейки были похожими на шкафчик с
дверьми в виде домика или церковки с куполом и крестом. Батлейка имела горизонтальные
ярусы, каждый из которых имел пространство для вождения кукол.
Оформлению батлейки
Оформлению батлейки придавалось большое значение. С
давних времен сохранились ее типичные особенности. Батлейка украшалась цветной
бумагой, геометрическими фигурками из соломы, бумаги, резьбой, вышивкой. Сама
батлейка изготавливалась из фанеры толщиной около 3мм и деревянных реек.
На верхнем ярусе двухъяруснойбатлейки
показывались библейские сюжеты, часто связанные с Рождеством. Поэтому украшение
этого яруса было богатым с элементами церковной атрибутики. На задних стенках
размещались иконы, звезды, кресты и композиции библейской тематики. В центре
находилась высокая, обклеенная золотой бумагой, арка, в глубине которой был
алтарь. По бокам были две меньшие арки, которые служили для входа и выхода
кукол. Потолок был усыпан звездами из цветного стекла. Нижний ярус оформлялся
как дворец Ирода - в нем проходили бытовые сцены. В центре размещался трон
Ирода.
Состав батлейки
Белорусская батлейка конца XIX-начала XXвв. имела
семейные традиции. В состав хора входили и дети и взрослые. В постановках
принимал участие небольшой музыкальный ансамбль, который зачастую также состоял
из членов семьи батлеечников. Использовались обычно скрипка, цимбалы, дудка,
бубен, гармонь.
Обычно труппа батлеечников приезжала
в центр города, местечка, села и размещалась в людном месте. После кто-нибудь
звал батлейку к себе домой. Батлейку ставили на стол, зажигали свечки,
музыканты играли, кукловоды доставали кукол и размещали их в батлейке. Когда
все было готово, спектакль начинался.
Тематика батлеечных представлений
Для мещан хождение с батлейкой было любительским
занятием, и также средством дополнительного заработка.
Вообще, представления батлейки можно поделить на 3
вида:
- библейско-мистериальные - сцены из библейской
истории;
- шутки и комедийные сценки - в них находили отпечаток
политические и общественные события. В них герои говорили от своего имени, чаще
это имело вид монолога и раскрывало смешные стороны актеров;
- сценки-диалоги - это бытовые зарисовки, иногда с
социальной направленностью.
Наибольшей популярностью пользовался светский
репертуар с комичными, острыми сценками. А так как зрителями были простые люди,
то и герои, персонажи, события были знакомы, понятны, узнаваемы. Сатиричным
образам доктора–шарлатана, злого помещика, жадного купца противопоставляли
сообразительного и веселого героя из народа. Нередко представления
организовывались городскими властями совместно с ремесленными цехами в дни
проведения крупных ярмарок и праздников. В батлейке постоянно сталкивались и
между тем органично сочетались религиозная мистика и житейский реализм,
набожность и богохульство. Поэтому вскоре представления стали вызывать нападки
духовных и светских властей.
После Октябрьской революции такие
народные кукольные театры и вовсе стали приходить в упадок. Этому
поспособствовали гонения коммунистической партии против церкви и всякого
инакомыслия. Последние зафиксированные показы прошли в Слуцком районе в начале
шестидесятых.
История белорусской куклы
По истории эволюции и создания кукол
можно изучать обычаи, древние устои или обряды той или иной страны. Кукла для
девочек была одной из первых игрушек, которую создал человек. В древние времена
славянские народы делали кукол из любых подручных материалов: солома, кукуруза,
цветы, лен, трава, лоскутки, нитки и дерево.
Белорусская кукла ярко представляет
все самобытные черты, культуры, этапы развития культуры белорусского народа.
Национальные черты и костюмы можно проследить по кукольной одежде. Кукла
создавалась и развивалась вместе с традиционными обрядами и праздниками
белорусского народа. Природные материалы, из которых изготовлена белорусская
кукла, вместе с доброй душой народа позволили создать настоящую красавицу.
Куклы изо льна постепенно превращались в оберег дома, в котором они были
созданы после нового сбора урожая.
В зависимости от назначения куклы в
нее при ее изготовлении закладывались полезные лечебные и ароматные травы.
Ярким примером может служить необычная кукла «кубышка-травница». Ее достаточно
было помять в руках, чтобы аромат душистых трав заполнил всю комнату. Такие
ароматы призваны были в одних куклах отгонять болезни, а в других злых духов.
В зависимости от того каким ремеслом
занимались в той или иной местности крестьяне, из того же материала
изготавливались и куклы: дерево, лен и солома.Подарочные куклы из этих
материалов популярны в Беларуси до сих пор. Только предназначение их за весь
эволюционный период сильно изменилось. Теперь это символ белорусского народа,
своеобразный сувенир или же хороший подарок для девочки.
После сбора урожая и полного
завершения всех полевых работ, можно было со спокойной душой заняться
рукоделием или каким-нибудь другим творчеством. В это время и создавались
кукольные шедевры. Такая необычная кукла дарилась не только маленькому ребенку,
но и девушке. Одно из самых почетных мест отводилось подаренной кукле.
Считалось, что она уже обладает силой оберега и всегда сможет защитить семью от
неприятностей.
Куклы можно условно разделить по назначению:
• куклы
для девочек
• куклы
для свадебного торжества
• куклы
для обрядовых мероприятий
• куклы
сувениры
• куклы
для елочных украшений
Особым вниманием пользовалась
подготовка для встречи к Новому году. Каждая хозяйка старалась сплести красивее
и как можно больше маленьких кукол-игрушек для новогодней елки.
В середине семнадцатого века вошел в
традицию праздник кукол. Он сопровождался народными гуляньями, застольем и
песнями. На празднике «Кукольные забавы» выбиралась мастерица, создавшая самую
красивую куклу. Но уже в двадцатом веке интерес к празднику начал пропадать,
несмотря на то, что в начале века он был внесен в государственный и церковный
календарь. Но в 2010 году день 16 ноября был официально признан «Днем
Белорусской куклы».
Батлеечные куклы
Что
касается кукол, то они также были разных видов. Условно можно выделить
некоторые из них:
-
перчаточные;
-
механические;
-
марионетки;
-
кукла на твердом стержне;
-
плоские, для теневого театра.
На территории Беларуси наибольшее распространение
получили куклы на твердом стержне. Размеры кукол обычно были в среднем 23-27см.
Но встречались размеры и до 35см. - обычно такими делались отрицательные
персонажи.
Тщательность проработки деталей куклы - лица,
украшений одежды, рук, ног и прочего завесило от желания батлеечников, так как
представление носило зрелище символическое и допускалось использование очень
условных кукол - без ног, часто без рук, если руки не действуют в сцене, без
деталей лица, было достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые могли быть приклеены,
нарисованы, пришиты, но в целом лишь обозначены.
Прут, на который крепили куклу,
должен был бать для удобства работы достаточно длинным - по крайней мере, в
локоть длиною. На уровне плеч куклы изготовляли крестовину для того чтобы было
легче прикрепить куклу к пруту и для того чтобы она в самый неподходящий момент
не начала вращаться вокруг него. Стержень и тело куклы обычно изготавливались
из мягких пород дерева, набивались ватой, тряпьем или бумагой.
***
Подводя итог можно сказать, что
батлейка, за свою уже довольно немалую историю развития, оказала влияние на
формирование традиционного кукольного театра, а также на белорусскую культуру и
драматургию в частности. Традиции батлеечного театра используются и сегодня в
профессиональном сценическом и декоративно-прикладном искусстве, в постановках
кукольных театров. Да и само батлеечное искусство обретает новую жизнь во все
большем количестве новых батлеечных театров.
«Белорусская батлейка»
АЛЕСЬ И ЯНИНА: HelloMinsk! Good
afternoon everyone! We are happy to see
you today!
АЛЕСЬ:
- I am Yas!
ЯНИНА:-
I am Yanina!
ЯНИНА:
- We are from Belarus! A blue eyed country!
АЛЕСЬ:
The country of thick forests and puschas!
ЯНИНА:
- The country with old traditions
АЛЕСЬ:
- The country with unique history and rich cultural heritage
ЯНИНА:
- The country where live hospitable and tolerant people
АЛЕСЬ:
- Today we are going to tell you about the symbols of our country.
ЯНИНА:
-BelovezhskayaPuscha
АЛЕСЬ:
- BISON
ЯНИНА:
-Stork
АЛЕСЬ:
- About our flag and national costumes.
МузыкаОЛЬСАКуклытанцуют
MARA: - My name is Mara. People called me the Godess of fairness and
justice!
MARA: - My name is Mara. People called me the Godess of fairness and
justice!
VELES: Good afternoon, I am VELES, people called me the Lord of the
Forest!!! MANY years ago there were a lot of forests in Europe. Many wild
animals lived in the forests: bison, bears and large boars, foxes, elks and
wolves.
MARA: The people who lived there began to turn forests into fields. But
some of the forests were too big. People couldn`t turn them into fields.
VELES: BP was one of them. The greater part of BP is in Belarus. The
smaller part is in Poland.
MARA: - Its territory is about 79 hectares.
VELES: - The Pushcha is a reserve today. A lot of different animals and
birds live in it.
MARA: - People look after them, give them food and protect them. The
most famous animals of the Republic are bisons.
ЗВУЧИТМУЗЫКАИПОЯВЛЯЕТСЯЗУБР.
МАРГАРИТА: - Aboutbison.
Боги исчезают под
музыку колокольчиков и появляются Алесь и Янина.
У Яся флаг в руке.
Yas: - Belarus has its national symbols. And it has other symbols,too.
Look, Yanina, I`ve got a flag of our country. There is a green stripe on it. It
is a symbol of our green forests. Подмузыкупоявляетсяаист.
Yanina: - Belarus is famous for its white storks. People say, they are a
symbol of good luck. The white color is the symbol of peace. Аистисчезаетпоказвучитмузыка.
Yas: - Yanina, you look great! This blouse suits you.
Yanina: - The blouses and the shirts in the Belarusian national costume
are white with beautiful red ornaments on it.
Yas: - And the symbol of Belarusian fields is the cornflower – a small
blue flower.
Yanina:- People sometimes call Belarus the blue-eyed country.