Рекомендации



Полезные ссылки

  • Основные приёмы кукловождения перчаточной и гапитно-перчаточной куклы.

     

    1. Обязательно держать уровень куклы на ширме. Нельзя занижать куклу, чтобы уровень вождения был по живот или шею. Нельзя и завышать, чтобы был виден нарукавник. Чтобы руку артиста не было видно, используется нарукавник в тон платья куклы.

     

    2. Указательный палец артиста вставляется в голову куклы, большой палец и мизинец - в ручки. Остальные пальцы сгибаются. Но при желании в руки куклы можно вставлять большой и средний палец. Работать в руках куклы нужно теми пальцами, которые дают большую свободу движений куклы и ширину разведения в стороны руки куклы. "Лишние" пальчики сгибаем, прячем внутри, они не должны выпирать через одежду куклы.

     

    3. Кукла смотрит "носом" на зрителя и на других персонажей сказки. Нельзя задирать вверх или вниз лицо куклы, если кукла ведёт диалог со зрителем. Она "смотрит" носом" на зрителя.

     

    4. Если кукла в данный момент говорит, она активно движется. Остальные куклы не движутся, но могут кивнуть головой : "да, понятно", либо отвернуться: "не хочу тебя слышать", либо совершают микродвижения, склоняют голову набок - заинтересован, "смотрят" на говорящего. Если кукла умеет открывать рот, то она "молчит",  если в этот момент говорит другой персонаж.

     

    5. Походка куклы осуществляется покручиванием кистью руки артиста - движение "от плеча к плечу" куклы и продвижением её вперёд.

     

    6. Печаль можно изобразить, опустив голову куклы вниз.

     

    7. Если у куклы работает рот, это не значит, что весь спектакль кукла говорит. Она "молчит", и держит рот сомкнутым, когда говорит другой персонаж.

     

    8. Если у куклы закрываются глаза, открывается рот, примижаются ушки, не нужно постоянно использовать эти возможности, мы их используем для создания определённого эффекта. Например, заяц прижал ушки - испугался. Либо кукла весь спектакль "говорила", кивая головой, но чтобы закричать, внезапно открывает рот.

     

    9. Перенос предметов осуществляется захватом предмета двумя руками куклы. Либо на лапку и кисть пришивается резинка или липучка. В тот момент, когда кукла у куклы должна взять предмет, она либо наклоняется, либо берет предмет с помощью скрытых декораций, так как артист должен рукой прикрепить предмет, но руку артиста видно не должно быть.

     

    10. Если спектакль не осуществляется в форс-мажорных обстоятельствах, ни в коем случае нельзя прикреплять текст персонажей на ширму. Артисты должны знать текст наизусть. В совершенстве владея текстом, артист следит за своим кукловождением глазами, а не подглядывает в текст.

     

    11. Захватить такие предметы как лопата, метла, спичка и т.д легче "неработающими" и согнутыми под одеждой куклы пальцами артиста. Эти пальцы дают бОльшую свободу движений, чем если бы кукла захватывала предмет своими ручками.

     

    12. Если кукла уходит со сцены, она ни в коем случае резко не "проваливается" вниз (исключение - Петрушка). Она поворачивается боком и идёт до конца грядки ширмы, затем встает спиной к зрителю к уходит вглубь - как будто вдаль. При уходе куклы следует медленно шагать в глубину ширмы, постепенно опуская куклу вниз.

     

    13. Если мы уходим вглубь от "грядки" ширмы (например, кукла танцует или движется, пропуская другую куклу), то куклу нужно приподнимать, чтобы она не "утонула", так как при удалении на некоторое расстояние от ширмы действует закон перспективы - предметы становятся меньше.

     

    14. Интересно использовать эффект движения куклы в сочетании движущихся декораций - например, герой идёт по лесу.

     

    15. Важно применять игровые и "волшебные" моменты, например, появление и исчезновение предмета (грибок вырос и потом исчез).

     

    16. Очень интересно выглядит "подглядывание" куклы - кукла подглядела и спряталась за куст, забор и т.д.

     

    17. Можно разнообразить движения куклы: а) танцами; б) переворачивается на спину (упала); в) кукла может ползти - загребать лапками; г) бегать, "плыть" по волне, лежать на спине на волне. Можно и нужно изучить все возможности куклы.

     

    18. При озвучивании куклы голова артиста направлена вверх, чтобы звук был устремлен в зал. "Попадание" в голос, интонация особенно важно. Важен посыл артиста - это может быть "сердитый" ёжик или "удивлённый" ёжик, интонация может быть мягкой, крикливой или жёсткой.

     

    19. Если мы играем живым планом, используя планшетные куклы, в зависимости от поставленных задач можно использовать маски, капюшоном, сеточку на лицо, чтобы "не перебивать" мимикой живого человека работу кукол. "Играть" должна кукла, артист не должен "перетягивать" на себя внимание.

     

    20. В детском театре кукол исключены показ обнажённого тела кукол, пошлости, сальные шуточки, примитив.


    Общие правила кукловождения (Е.А. Антипина)

     

    Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.

    Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

    Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

    Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

    Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

    Если у куклы нет ног, сажая ее на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку, прикрыв ее одеждой куклы.

    Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

    8.  Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

     9. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

      10.  Характер актера передается кукле